Образовательный комплекс (ОК) для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) представляет собой набор справочных материалов, заданий и тренажёров разного типа, предназначенных для повторения и закрепления учебного материала по курсу физики для средней школы. В состав ОК входит система контрольно-диагностических тестов для анализа уровня освоения отдельных тем и всегошкольного курса физики. После выполнения контрольно-диагностического теста автоматически выдаются индивидуальные рекомендациипо использованию ОК для ликвидации пробелов в знаниях. ОК снабжен электронной системой поиска, которая позволяет находить объекты и компоновать их для формирования индивидуальных траекторий учащихся при их подготовке к экзамену.
ОК «1С:Школа. Физика, 10–11 кл. Подготовка к ЕГЭ» выполнен по заказу Министерства образования Российской Федерации, прошел экспертизу Федерального экспертного совета и рекомендован к присвоению грифа «Допущено Министерством образования и науки РФв качестве учебного пособия».
В раздел «Справочник» ОК вошли справочные таблицы по физике и официальные нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ.
Основной банк заданий ОК сформирован на основе банка открытых вариантов заданий ЕГЭ Минобразования РФ по физике. Эти заданиядополнены авторскими в тех частях, где отдельные темы физики были представлены в вариантах ЕГЭ недостаточно полно по сравнениюс кодификатором ЕГЭ, где требовалось развитие и закрепление навыков, включенных в требования к выпускникам и абитуриентамв рамках ЕГЭ, однако пока слабо представленных в учебниках для средней школы. Кроме того, некоторые задания из банка ЕГЭ, вошедшие в тренировочные блоки ОК, сопровождены системой подсказок, ссылками на справочную часть ОК и другими реакциямина неверный ответ.
Для более эффективного использования возможностей компьютера в обучении и подготовке к экзамену по физике были разработаны специальные интерактивные тренажеры по освоению стандартных процедур и обучению решению многоходовых задач. Интерактивные тренажеры позволяют осуществить контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя. Разработаны также заданияс использованием анимаций, фотографий и видеофрагментов.
При создании и компоновке обучающих блоков учитывается, что разные дети по-разному воспринимают визуальную и звуковуюинформацию, по-разному анализируют задания, использующие формулы, схемы, текст и т. д. В тренировочных блоках одно и то жепонятие закрепляется при выполнении заданий в виде словесных конструкций, заданий, требующих анализа числовых закономерностейв таблицах, анализа хода графиков и функций.
В ходе выполнения обучающих блоков осуществляется фиксация правильности выполнения заданий, числа попыток, времени выполнения задания и использования учащимся помощи.
ОК содержит редактор, с помощью которого учителя и методисты смогут пополнять ОК созданными самостоятельно моделями, тренажерами и заданиями.
Таким образом, ОК содержит новые дидактические материалы, которые принципиально не могут быть реализованы в рамкахполиграфического издания, должны повысить эффективность подготовки к ЕГЭ и могут быть использованы как при обучении, так и приподготовке к экзаменам.
При использовании ОК в классе должен существенно увеличиться темп усвоения понятий за счет выполнения заданий выбранного курса каждым учеником с учетом его уровня подготовки и индивидуальных особенностей. Все ошибки и успехи ученика фиксируются компьютером и демонстрируются ученику, что помогает ему сделать следующий шаг самостоятельно и избавляет учителя от многихрутинных операций.
При индивидуальном использовании ОК ученик, в результате прохождения контрольно-диагностических тестов, сможет оценить свои знания и реальный уровень подготовки к экзамену, а также, на основе рекомендаций ОК, выбрать наилучшую схему самостоятельной подготовки к сдаче ЕГЭ.
Учебные материалы, вошедшие в ОК, образуют семь разделов, разбитых на 28 тем. Каждая тема содержит определенный набор понятий. Для изучения представленных в ОК материалов могут быть использованы две образовательные траектории (курса):
- Последовательное прохождение
- Ликвидация пробелов в знаниях
Курс «Последовательное прохождение» рассчитан на планомерную работу со всем материалом последовательно. Каждая тема проходится следующим образом: сначала изучается теория (раздел «Справочный материал»), следом проходится урок «Закрепление определений, понятий, законов», затем выполняется диагностический тест. После прохождения диагностического теста возможен возвратк теоретическому материалу и к элементам урока «Закрепление определений, понятий, законов».
Курс «Ликвидация пробелов в знаниях» рассчитан на быстрое приобретение навыков выполнения заданий в условиях дефицита времени.При использовании данной траектории изучения материалов ОК необходимо в первую очередь выполнить контрольно-диагностический тест. По окончании его выполнения формируются рекомендации по прохождению курса. На основании этих рекомендаций изучаются «провальные» темы, с упором на те виды ключевой информации, которая вызывает наибольшую трудность при прохождении. Более подробно возможные образовательные траектории описаны в методическом руководстве к ОК.
В разделе «Варианты ЕГЭ за 2001–2004 годы» собраны все открытые задания вариантов ЕГЭ за 2001–2003 гг. и демонстрационныйвариант 2004 г. Эти материалы можно использовать для проверки и закрепления знаний после окончания изучения основных курсов.
|